Если вы решились начать работать на себя, то эта инструкция для вас. Вы узнаете, как найти свою нишу, где взять деньги на открытие своего дела, а также как с помощью государственной поддержки в центрах «Мой бизнес» сэкономить значительную часть собственных средств и нарастить клиентскую базу.
Вот 10 простых шагов для начинающих предпринимателей
Шаг 1. Выберите нишу для открытия бизнеса
Любой бизнес начинается с идеи. Максимально честно ответьте сами себе на следующие вопросы:
- Что вы умеете делать хорошо?
- Что вас вдохновляет?
- Чего вам и вашим окружающим не хватает?
- Что бы вы могли сделать лучше, чем другие делают сейчас?
- Какой продукт или услугу вы будете предлагать?
- Кто ваш клиент?
- За что вам будут платить?
Таким образом вы сможете примерно определить свою нишу.
После этого начните участвовать во встречах с предпринимателями из выбранной ниши. Это могут быть вебинары для SMM-специалистов, если вы хотите заниматься продвижением в сети, бизнес-завтраки с предпринимателями или, например, бесплатные семинары в центрах «Мой бизнес», где выступают опытные предприниматели, которые готовы поделиться своими реальными историями успеха. Это поможет вам понять, действительно ли выбранное направление вам интересно.
Наконец, спросите своих друзей, знакомых, подписчиков в соцсетях о том, что у вас получается лучше всего. Попробуйте сделать прототип вашего продукта или услуги и его «продать».
Шаг 2. Проверьте свои знания!
Определите, какие профессиональные и личностные качества вам стоит усилить, чтобы стать успешным предпринимателем. Подтянув пробелы в бизнес-образовании, вы получите навыки и компетенции, которые помогут вам выстроить план действий и минимизировать риски при запуске собственного дела.
Офлайн
Если вы предпочитаете офлайн-обучение, то можете записаться на бесплатные курсы для начинающих предпринимателей. Например, на «Азбуку предпринимательства» в центре «Мой бизнес» в вашем регионе, где можно обучиться азам ведения бизнеса.
Онлайн
В личном кабинете на Цифровой платформе МСП.РФ (нужна регистрация) доступна экспресс-проверка компетенций. С помощью тестирования можно определить уровень профессиональных и личностных навыков, а после – получить персональные рекомендации по их развитию. Особенность данного сервиса – возможность найти персонального наставника по интересующему направлению и сразу записаться на онлайн-встречу.
Шаг 3. Составьте финансовую модель запуска бизнеса
Как ваш бизнес будет приносить доход? Финансовая модель – это учет и расчет текущих и будущих денежных потоков компании, т.е. экономика вашего предприятия.
Распишите для себя 4 главных показателя:
1. Цена продукта: за сколько вы будете продавать продукт/услугу?
2. Спрос: какое количество товаров/услуг у вас будут покупать в месяц?
3. Затраты на производство: сколько вы будете тратить на создание одного продукта/услуги?
4. Постоянные затраты: какие платежи вам нужно будет вносить постоянно, вне зависимости от объемов продаж (например, оплата аренды)?
Это основа для вашего будущего бизнес-плана.
Подробный бизнес-план вам бесплатно помогут составить в центре «Мой бизнес». Специалисты центра вместе с вами посчитают все затраты, необходимые для запуска бизнеса, калькуляцию себестоимости продукции, производственный и маркетинговый план и др.
Шаг 4. Найдите источники финансирования
После подготовки бизнес-плана вы поймете, сколько денег вам необходимо для открытия бизнеса. Какой-то единой для всех минимальной суммы не существует, это всегда индивидуально, зависит от отрасли и множества других факторов. Если для запуска вам не требуется сырье и инструменты, то начинать можно буквально с нуля. Если же нужны хотя бы минимальные вложения, то заранее подумайте о том, где найти деньги для старта. Дадим несколько подсказок:
- Заключить соцконтракт и получить 350 000 рублей на развитие бизнеса.
- Воспользоваться льготным микрозаймом по сниженной процентной ставке в центре «Мой бизнес».
- Взять льготный банковский кредит для открытия бизнеса.
- Принять участие в программе грантовой поддержки для молодых предпринимателей до 25 лет или социальных предприятий.
- Получить грант «Агростартап» для начинающих фермеров.
Если ни один из этих пунктов вам не подходит, то подумайте, кто может стать вашим партнером по бизнесу и внести свой вклад в открытие вашего дела.
Шаг 5. Узнайте, какие документы необходимы для выбранной вами сферы бизнеса
Для некоторых видов деятельности необходимо получить специальные разрешения и документы для начала ведения деятельности – лицензии, сертификаты, декларации, патенты, медкнижки и др. В большинстве случаев они не требуются, но если ваша деятельность будет связана с работой с детьми, услугами общественного питания или, например, изготовлением пищевой продукции, то рекомендуем заранее проверить нормы законодательства на этот счет.
Чтобы узнать точный перечень необходимых именно вам документов, запишитесь на бесплатную консультацию в центре «Мой бизнес».
Шаг 6. Определитесь с местом ведения бизнеса
Тут все зависит от масштабов вашего проекта и от того, чем вы планируете заниматься. Дешевле всего начинать с работы из дома, но этот вариант применим не ко всем видам деятельности. Вы можете рассмотреть следующие площадки для ведения бизнеса:
- Коворкинг
- Бизнес-инкубатор
- Разъездная торговля, ярмарки
- Нестационарные торговые объекты
- Коммерческая или муниципальная аренда офиса, производственного, складского помещения, точки общественного питания
- Индустриальные и технопарки
Шаг 7. Выберите организационно-правовую форму для бизнеса и систему налогообложения
После того как начинающий предприниматель решил открыть свое дело, перед ним встает вопрос о выборе организационно-правовой формы и режима налогообложения предприятия.
На их выбор влияют многие факторы: вид деятельности, количество учредителей и сотрудников, взаимодействие с контрагентами, а также специфика бизнеса (например, сезонность) и др.
- Если вы будете работать и продавать собственные товары или услуги без наемных работников – выбирайте самозанятость, то есть налог на профессиональный доход.
- Если вы будете перепродавать чужие товары или привлекать наемных работников – становитесь индивидуальным предпринимателем (ИП). ИП практически всегда выгоднее держать на «упрощенке» - упрощенной системе налогообложения (УС). При этом если себестоимость товаров составляет больше 60% от выручки – выбирайте УСН-«доходы минус расходы», если меньше – УСН-«доходы».
- Если у вас будут партнеры – создавайте общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Разобраться в тонкостях и деталях каждого режима вам помогут в центре «Мой бизнес». Получить консультации от профильных специалистов можно при личном обращении в офис, по телефону, по электронной почте или в мессенджерах.
Шаг 8. Зарегистрируйте свой бизнес
Вот, наконец, и настал важный для вас момент регистрации своего бизнеса.
В первую очередь необходимо определить соответствующие класс, подкласс, группу, подгруппу и вид деятельности из ОКВЭД, подходящие под описание планируемых видов деятельности.
Важно сопоставить выбранные в соответствии с ОКВЭД виды деятельности с имеющимися налоговыми льготами, мерами поддержки и иными преференциями. Зачастую возможность их применения зависит от правильного выбранного кода ОКВЭД.
Обращаем внимание, что при заполнении формы заявления о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя указывается не менее 4 цифровых знаков кода ОКВЭД (например 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания или 95.29.1 Ремонт одежды и текстильных изделий).
- Если вы решили стать самозанятым, то всё максимально просто: скачайте приложение «Мой налог» и пройдите быструю регистрацию (на iOS или Android)
- Если вы решили открыть ИП или ООО – подать заявление на регистрацию можно в центре «Мой бизнес», в МФЦ, в налоговой, у нотариуса или в банках.
Документы на регистрацию в электронном виде может подать учредитель общества либо будущий индивидуальный предприниматель, подписав их своей электронной подписью.
Подать документы очно в ИФНС, МФЦ данные лица могут также лично или через представителя на основании доверенности, удостоверенной нотариусом. Кроме того, по просьбе учредителя ООО, будущего ИП документы в налоговый орган может передать нотариус.
При этом для открытия ИП вам понадобится:
1. паспорт с пропиской
2. ИНН
3. выбранные заранее виды деятельности (ОКВЭД)
Для регистрации ООО имейте при себе:
1. паспорта учредителей
2. адрес (гарантийное письмо в случае аренды или свидетельство на право собственности)
3. типовой устав, который можно выбрать на сайте налоговой службы.
При подаче документов на регистрацию в электронном виде либо лично в налоговую инспекцию заверять документы у нотариуса не требуется.
Нотариальное удостоверение может потребоваться в следующих случаях: - если юридическое лицо создается несколькими учредителями и у учредителей нет возможности поставить свою подпись в заявлении; - если документы направляются в налоговый орган по почте; - если документы подаются через представителя.
Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического составляет 4 000 рублей, а за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – 800 рублей.
В случае представления документов в электронном виде пошлину платить не нужно.
Ответ от ФНС России по запросу на регистрацию придет в течение 3 рабочих дней.
По завершении процедуры регистрации предпринимательской деятельности налоговая инспекция направляет заявителю:
– документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (ЕГРЮЛ, ЕГРИП);
– учредительный документ юридического лица с отметкой налогового органа;
– документ о постановке на учет в налоговом органе.
Документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, указанному в заявлении.
По запросу налоговая инспекция, МФЦ или нотариус (в зависимости от того, к кому обращался заявитель при очной подаче документов на регистрацию) могут выдать указанные документы на бумажном носителе.
Шаг 9. Запустите свой бизнес
После государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе необходимо проинформировать органы государственного контроля (надзора) о начале работы. Данная обязанность возникает при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с рисками причинения вреда (ущерба) здоровью граждан (в том числе по общественному питанию, бытовых услуг), имуществу или окружающей среде.
Правила предоставления уведомлений и перечень видов деятельности, в отношении которых должны быть предоставлены уведомления, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584.
Уведомление может быть направлено в соответствующий орган государственного контроля (надзора) почтой, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо представлено в МФЦ или лично.
Работы вам предстоит много: закупить оборудование, инструменты и сырье, нанять персонал, наладить стабильный выпуск качественного продукта, а также каналы продвижения и сбыта.
<>Сэкономить время и деньги можно, обратившись в центр «Мой бизнес» уже в новом статусе. Здесь вы можете получить:- бесплатные профессиональные консультации. В центрах работают в том числе юристы, бухгалтеры и маркетологи (последние помогут четко определить ЦА, УТП, каналы продаж), а также HR-специалисты
- помощь в подаче заявке на регистрацию товарного знака
- вывод продукции на маркетплейсы (что позволит расширить каналы сбыта)
- помощь с разработкой фирменного стиля, логотипа, сайта для вашей компании
- профильные семинары, курсы и образовательные программы, где вам помогут развить предпринимательские компетенции в области командообразования, сервиса, маркетинга, продаж и т.д.
Шаг 10. Развивайтесь и масштабируйте свой бизнес
Шаг последний (в списке, но не в жизни). Не стойте на месте, следите за развитием выбранной сферы деятельности, будьте в курсе всех новинок и всегда на связи с центром «Мой бизнес». Посещая бизнес-завтраки, митапы, форумы, вы будете расширять свой круг знакомств и находить поставщиков, бизнес-партнеров, сотрудников и единомышленников.
- Участвуйте в российских и международных выставках и бизнес-миссиях, в профильных деловых сообществах и нетворкингах
- Пробуйте свои силы в госзакупках
- Упакуйте свой бизнес в франшизу
- Выходите на экспорт
Быть предпринимателем – значит предпринимать и всегда держать руку на пульсе. Совершать ошибки при запуске бизнеса – это нормально, не опускать рук и стараться исправить ситуацию - это необходимо!